Театр был для Чехова первой любовью.
Этой любви он оставался верен всю свою жизнь. Театр создавал Чехова, и
драматург отплатил ему тем же - он создал театр.
Чехов нередко зарекался писать для
театра, но он не мог не возвращаться к нему.
Характерно также и то, что жанр водевиля
он предпочитал «высоким» жанрам театра. Известно: «Вишнёвый сад» Чехов задумал
как четырёхактный водевиль, где «чёрт будет ходить ходуном». Мечта написать
водевиль хороший, по воспоминаниям современников, была мечтой его жизни. Это
можно объяснить тем, что кроме безобидных водевильных противоречий, шутки,
торжества смеха водевиль означал для Чехова школу мастерства – стиль и
лаконизм.
Вспомним
основной чеховский принцип: «Искусство писать – это искусство сокращать».
Одноактные сценки и шутки Чехова помогают понять, почему глубокую и лирическую
пьесу «Вишнёвый сад» Чехов был склонен считать водевилем.
Однако сегодня Чехов – драматург, чьё
искусство в значительной степени определило физиономию театра нашего столетия.
Он принёс на сцену новые формы, новое содержание и новый дух.
Словно голубка Пикассо для международного
сообщества, чайка на занавесе МХАТа стала для театра символом нового отношения
к миру и зрителю. «Чайка» открывает классический цикл чеховской драматургии:
комедия «Чайка», «Дядя Ваня» – не комедия, не драма, не трагедия, а так: «Сцены
из деревенской жизни в 4 действиях»; «Три сестры» – драма и «Вишнёвый сад» –
комедия.
Кроме объединяющего эти произведения
структурного признака – все они имеют четыре действия, – герои пьес обычные
люди, с обычными мыслями, в обычных усадебных интерьерах, с обычными желаниями
и чувствами. Чехов умеет показать, как сквозь это обычное постоянно и сильно
сияет скрытая красота. И даже тогда, когда жизнь пропадает напрасно,
расходуется на пустяки, мельчает, этот огонь не слабеет: «Мы отдохнём! Мы
услышим ангелов, мы увидим небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все
наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша
жизнь станет тихою, немножко сладкою, как ласка. Я верую, верую…»
Чехов может забрать у своих героев всё:
иллюзии, молодость, таланты, но одно всегда с ними – надежда. Вспомним Ольгу из
«Трёх сестёр»: «Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется,
ещё немного, и мы узнаем, зачем мы живём, зачем страдаем». Вспомним отдалённый
звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, – всё это образцы вечной,
немеркнущей надежды.
Эстетический принцип – скрытость,
затаённость красоты в обыкновенном и повседневном, был тесно связан с
убеждением Чехова в богатстве, разнообразии и талантливости русской жизни.
Это мог почувствовать только новый,
нетрадиционный театр.
Недаром по поводу постановки «Чайки» в
Петербурге Чехов писал: «Пьеса шлёпнулась и провалилась с треском. В театре
было тяжёлое напряжение недоумения и позора».
Таким образом, новой драматургией нового
века стал МХАТ, где было понятно главное – пьесы Чехова имеют кроме внешнего
плана иные, глубокие смыслы, не менее, а иногда и более важные. И задача
театра: внятно и задумчиво раскрыть их зрителю.
Чеховская драматургия не терпит
статичности. Она живёт в интерпретации, каждый новый театр и новый режиссёр
открывают в ней новые файлы. Современный театр сегодня переживает, спустя 100
лет, настоящий чеховский бум. Нет такой приличной сцены, где не шли бы «Три
сестры», «Чайка», «Вишнёвый сад», реже – «Дядя Ваня». Чехов абсолютно ограничен
сознанию человека начала XXI столетия.
Бесчисленные театральные и киношные трактовки, чеховские фестивали, мучительные
поиски образов – таков сложный и новый Чехов сегодня. Не менее новый и сложный,
чем при жизни. Его камерные, дачные сюжеты и разговоры оказались интересны и
актуальны. Он всё терпит: любые подмотки, любых актёров и режиссёров, всё,
кроме дурного вкуса.
|